Только ленивый не написал обо всех плюсах и минусах систем GPS/ГЛОНАСС-мониторинга транспорта. Кроме параметров движения, эти самые системы позволяют осуществлять и контроль других параметров с помощью различного доп. оборудования, например датчиков уровня топлива. Конечно, вопросы «Как все-таки сэкономить?» сегодня очень актуальны. Поэтому в этой статье мы и решили подробно рассмотреть различные методы этого самого контроля топлива. Методы, описанные ниже, различаются как по точности измерения, объему информации, так и по стоимости. 

Метод 1 – расчётный.

Самый простой, с минимальными затратами и не требующий стороннего вмешательства в топливную систему метод. Однако, он же и является самым неточным. Проще всего – ввести нормы по расходу топлива для каждого конкретного автомобиля в некую компьютерную программу. Система самостоятельно производит сама расчёт, умножая норму расходов на данные пробега, согласно данным спутниковых систем, получая в результате расход топлива за нужный период времени. Каким бы примитивным не казался данный метод, он значительно точнее подобного же расчёта, если бы он был произведён на данных с одометра, которые, кстати, совсем не трудно подделать (см. статью «Как предотвратить воровство топлива?»). Здесь же следует учитывать следующее: данные о расходе топлива берутся не «с потолка», а исходя из данных спутниковой системы о пробеге автомобиля. В этом случае диспетчер видит, исполнены ли все рейсы, согласно намеченному плану, проходили ли данные рейсы по утвержденному маршруту, не возникали ли «левые» рейсы. Из минусов расчетного метода можно отметить невозможность увидеть место и время заправки бака или слива топлива.

Метод 2 – датчики уровня топлива

Наиболее точным методом можно по праву считать подключение к бортовому GPS/ГЛОНАСС-оборудованию датчик уровня топлива. Этот метод также подразумевает различные варианты по точности и цене. Самым менее затратным вариантом является подключение к штатному датчику авто, без вмешательства извне в топливную систему. В таком случае погрешность данных значительно меньше чем при расчётном методе, однако тем не менее остается достаточно высокой: для авто российского производства с механическими поплавковыми датчиками до 20 %, для авто иностранного производства от 5 до 10 %. Не стоит забывать и об износе датчика. Основываясь на этом, можно сказать, что подключив штатный датчик топлива к GPS/ГЛОНАСС-контроллеру, можно с определенной точностью вести контроль расхода топлива и мониторить место и время каждой заправки или слива, при наличии оных.  Более высокой точностью отличается вариант с установкой в топливный бак высокоточного датчика уровня топлива. Обычно используют два типа датчиков – ультразвуковые и емкостные датчики. Износ подобных датчиков сведен к минимуму. Важно, что данные типы, к тому же, не имеют движущейся части. Погрешность данных варьируется, примерно, от 1 до 2 %, а стоимость – менее одной полноценной заправки грузового авто. Таким образом, в случае использования штатного датчика можно увидеть только место и время слива или заправки, а при использовании высокоточных емкостных или ультразвуковых датчиков – количество слитых или заправленных литров.

Метод 3 – датчики расхода топлива

Существуют несколько групп транспортных средств (ТС), для которых более удобным и выгодным вариантом является использование датчиков расхода топлива. Это транспортные средства, с характерным высоким расходом ГСМ и малым передвижением по местности – погрузчики, бульдозеры, экскаваторы, а также ТС с полностью или практически полностью зависимым расходом топлива от скорости – доп. двигатель в миксере бетономешалки, рефрижераторы и др. Присутствует существенное различие этих датчиков от датчиков уровня топлива. В отличие от последних, которые устанавливаются непосредственно в топливный бак, датчики расхода монтируются непосредственно в разрыве топливной системы и показывают количество «съеденного» топлива, а не его уровень. Разница датчиков расхода от расходомеров топлива – прямой подсчёт потраченного топлива в литрах. Используя третий метод, можно видеть, как изменяется расход ГСМ за любые временные промежутки. Однако и тут не обошлось без минусов. Установка датчика расхода топлива довольно затруднительна и требует высокой квалификации для её осуществления. Применяя датчик расхода, невозможно контролировать количество ГСМ в баке, количество топлива при заправках и фактах слива. К тому же данный метод требует вмешательства в топливную систему. Из недостатков также можно отнести сюда возможности засорения датчика и механического износа. Датчик работает не со всеми топливными системами. На некоторых ТС, при установке датчика расхода, возможны изменения условий работы двигателя. Для ТС с мощными двигателями сразу же резко возрастает в цене датчик расхода, особенно, если применяется дифференциальная схема включения (пара высокопроизводительных датчиков – прямой и обратный канал топлива).

Метод 4 – данные с CAN-шины

Назвать этот подраздел «Метод 4» не совсем верно. Получение данных с CAN-шины не является методом контроля топлива. Это только лишь вариант получения данных с бортового компьютера авто. Во всех современных авто, спецтехнике, тракторах используется бортовая CAN-шина. В ней находится вся информация о параметрах работы ТС, а именно о текущем расходе топлива, его уровне в баке, скорости движения, оборотах двигателя, нагрузке на ось и мн. др.  Информация о расходе и уровне топлива берется от бортового компьютера, конечно же, не без погрешности, которая зависит от двигателя, точнее от его износа. Требуется периодическая калибровка. На погрешность информации об уровне ГСМ, поступающую со штатного датчика уровня топлива, влияют следующие факторы: нелинейность, мертвые зоны в баке, нестабильность, низкая разрешающая способность. А информация о расходе ГСМ рассчитывается встроенным бортовым компьютером. К сожалению, объем данной информации определяет производитель каждого конкретного ТС, что никак не гарантируется никакими стандартами.

Выбор за вами!