FAQ – часто задаваемые вопросы

 

Общие вопросы по системе Teletrack

Контроль топлива

1. Почему возникают проблемы с работоспособностью и точностью системы?

Причины возникновения проблем могут быть техническими и организационными.

Технические проблемы: сбои или неработоспособность подсистем. Их можно разделить на две составляющие:

  • внешние (GPS-система, GSM-сеть, Интернет-сеть)
  • внутренние (бортовое оборудование, диспетчерское ПО, датчики).

Организационные проблемы: противодействие персонала, отсутствие подготовленного ответственного специалиста по работе с системой со стороны Заказчика

2. Почему нет трека движения автомобиля за весь рассматриваемый период или частично?

Возможные причины:

  • бортовое оборудование не отправляет данные из-за отсутствия денег на счете оператора GSM-сети;
  • неисправны или отключены GPS-GSM-антенны или блок управления;
  • транспортное средство находится вне зоны покрытия сети GSM или приема сигналов GPS-системы.
3. Какова точность измерения пробега автомобиля системой Teletrack?

В среднем, погрешность определения пробега системой Teletrack составляет 1-2 %.

Причинами возникновения погрешностей являются: 

  • погрешность определения координат и скорости объекта спутниковой системой GPS;
  • неровный рельеф местности (бортовое оборудование не учитывает зависимость длины пути движения из-за кривизны траектории движения в вертикальной плоскости из-за недостаточной точности определения высоты над уровнем моря GPS-приемником).
4. Почему существует разброс между показаниями одометра и данными системы Teletrack?

Погрешность существует у обоих источников информации.

Причины погрешности системы Teletrack рассмотрены здесь.

Погрешность показаний одометра может составлять несколько процентов, её основными причинами являются:

  • изменение диаметра колеса из-за износа и изменения давления в шинах;
  • проскальзывание колеса;
  • некачественная работа одометра;
  • вмешательство персонала.
5. Почему треки движения не всегда точно совпадают с дорогами на электронной карте?

Точность определения координат объекта и его отбражения на электронной карте определяется:

  • качеством установки GPS/GSM антенны;
  • преградами между GPS-системой и приемной GPS-антенной (крыша автомобиля, сооружения, деревья);
  • точностью карт (постоянно улучшается, возможна корректировка по запросу клиента);
  • точностью, обеспечиваемой GPS-системой (для гражданского использования точность ограничена);
  • точностью GPS-приемника (в бортовом оборудовании используется приемник Sirf Star III, предназначенный для использования в сложных условиях определения координат; данное решение для массового применения на данный момент самое передовое и эффективное).

В среднем погрешность составляет не более +/- 5 метров.

6. В чем преимущества и недостатки варианта контроля через расчет по нормам?

Преимущества:

+ не требуется покупать и устанавливать дополнительные датчики. В простейшем случае достаточно установить на транспортное средство бортовой контроллер "Teletrack";

+ минимальное вмешательство в различные системы автомобиля.

+ хорошо соотносится с принципами списания топлива на многих предприятиях

+ позволяет достичь существенной экономии топлива, т.к. пробег в системе GPS слежения невозможно «накрутить»

+ водители заинтересованы в экономии топлива, а значит, автомобили эксплуатируются в более щадящем режиме.

Недостатки:

- реально расход может зависеть от факторов, измерить которые невозможно или очень затруднительно (загруженность автомобиля, стиль вождения, качество дороги, вертикальные перемещения);

- утвержденные нормы могут не соответствовать реальному положению дел;

- не всегда возможно учесть влияние различных факторов, влияющих на потребление топлива.

7. В чем преимущества и недостатки использования проточных датчиков расхода топлива?

Преимущества:

+ контролируется реально потребленное топливо.

+ высокая точность для бензиновых двигателей.

Недостатки:

- требуется врезание в топливную систему автомобиля, что проблемно на гарантийных машинах;

- в дизельных двигателях есть «обратка», которая должна стекать в бак. Если ее замкнуть обратно в топливную систему после проточного датчика, то, во-первых это может привести к потери мощности двигателя и увеличению его расхода, т.к. топливо в двигатель будет поступать вспененное, а во-вторых это приведет к тому что топливо в баке не будет подогреваться, что также приведет к увеличению расхода.. Если «обратку» оставить стекать в бак, то тогда показания «прямого» проточного датчика будут иметь большую ошибку, зависящую от нагрузки двигателя (отсечки). Если «обратку», стекающую в бак также контролировать проточным датчиком и вычитать из объема топлива, поступившего в двигатель, то этот датчик будет давать большую ошибку, т. к. топливо через него после цилиндров будет проходить пульсируя, на что эти датчики не рассчитаны. Кроме того, общая точность системы из двух датчиков будет варьироваться в зависимости от «отсечки», т. к. каждый из датчиков неизбежно дает определенный процент ошибки и чем меньше нагружен двигатель, тем больше топлива в «обратке» и больше общая ошибка измерения расхода.

- высокая стоимость проточных датчиков, особенно если ставить второй датчик на «обратку».

- невозможно контролировать сливы и фактические заправки топлива.

- герконы, используемые в этих датчиках для генерации выходных импульсов, водители могут легко «обезвредить» расположив рядом постоянный магнит, дискредитируя тем самым систему контроля. Или требуется дополнительно устанавливать защитный кожух.

- проточные датчики имеют в своей конструкции подвижные детали, что объективно уменьшает их надежность (по отзывам наших партнеров с проточными датчиками очень большой процент гарантийных работ в первые же месяцы).

- если несколько потребителей расходуют топливо из одного бака, то необходимо на каждый ставить проточные датчики.

- датчики имеют нелинейность (разное кол-во импульсов на 1 литр при разном потоке), которую очень сложно оценить (для калибровки проточного датчика требуются лабораторные условия).

- ни что не мешает сливать топливо после того, как оно прошло через проточный датчик. Или необходимо регулярно внимательно просматривать всю топливную систему на предмет ее изменения.

8. Какие существуют варианты контроля расхода топлива?

Можно выделить 2 основные принципа контроля топлива:

1. Расчетный: определение расхода за период по расчетным нормам;

Система мониторинга измеряет параметры работы транспорта, от которых зависит расход: пробег, время работы на холостом ходу, время работы дополнительных потребителей. Имея эти данные, диспетчерская программа может автоматически выдать в отчете количество потребленного топлива, если в нее занесены нормы расхода на 100 км, час холостого хода, час работы дополнительного потребителя. 

2. Контроль фактически потребленного топлива: по данным измерительных приборов.

Фактический расход можно контролировать несколькими способами:

  • по данным штатного датчика уровня топлива - самый неточный способ погрешность достигает 20 %.
  • по данным бортового компьютера (CAN-шина, FMS-система) - способ более точный, погрешность около 5 %. Главным недостатком является отсутствие на многих машинах CAN шины или отсутствие доступа к ее данным.
  • по данным проточного датчика расхода топлива - датчик врезается в топливную систему автомобиля и измеряет количество топлива, попадающее в двигатель. Точность порядка 3-5 %. Недостатком является невозможность контроля сливов и заправок.
  • по данным датчика уровня топлива в баке. Непрерывно контроллируется количество топлива в баке. При этом четко определяется количество заправленного и слитого топлива. Также виден расход топлива. Единственный некотроллируемый способ слива - равномерный слив на ходу. Точность 1-3 %.
9. Какова погрешность определения количества топлива системой Teletrack?

Погрешность определения топлива в баке составляет не более:

  • 2 % (в среднем +/- 3-5 литра в 500 литровом баке) при измерениях точным (ультразвуковым или емкостным) датчиком,
  • 5-7 % - при измерениях штатным датчиком в иномарках,
  • 15-20 % - при измерениями штатным датчиком в автомобилях производства СНГ.

Основные составляющие погрешности определения уровня топлива:

  • погрешность датчика;
  • погрешность калибровки датчика;
  • погрешность, связанная с влиянием температуры, и вариацией состава топлива;
  • погрешность из-за нестабильности уровня топлива из-за наклонов, тряски транспортного средства;
  • вмешательство персонала.
10. В чем преимущества и недостатки использования датчиков уровня топлива?

Преимущества:

+ обнаружение наиболее часто встречающегося способа воровства топлива – слива топлива из бака;

+ контроль места, времени и объема заправок топлива. Один из распространенных способов воровства – предоставить чеки с заправки, реально заправив другой автомобиль или поделив деньги с сотрудниками АЗС; 

+ высокая точность при использовании емкостного или ультразвукового датчика уровня топлива (1-3 %);

+  отсутствует влияние на двигатель и топливную систему;

+ нет подвижных деталей, что увеличивает срок эксплуатации.

Недостатки:

- требуется сверлить отверстие в баке;

- при появлении вмятин на баках, необходимо проводить новую калибровку;

- уровень топлива в баке (объем) зависит от температуры топлива.